ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В САРЕПТЕ

Сарепта уделяла большое внимание воспитанию и образованию молодежи.

С рождения и до 4 лет малыши находились в семьях, окруженные материнской заботой и вниманием. Молодым мамам в воспитании помогали бабушки и тетушки. Они пели с детьми песни, рассказывали народные немецкие сказки.Однако основное внимание уделялось рассказам о жизни Иисуса Христа, разучиванию молитв из Детской Библии и стихов на евангельские темы. Девочек обучали рукоделию. Дедушки и дяди занимаясь с мальчиками, знакомили их с различными рабочими инструментами, брали с собой на рыбалку, рассказывая о способах ловли и подготовки снастей.

С 4 лет дети начинали обучение в школах для малых детей или первоначальных школах (говоря современным языком – в детских садах). Там они учились читать, знакомились с основами Закона Божьего и получали первичные знания об окружающем мире. Дети находились в первоначальной школе на полном или частичном пансионе.
В 6 – 7 лет дети начинали посещать так называемые подготовительные школы, отдельно для мальчиков и девочек. Там они изучали математику, немецкий язык, всемирную историю, географию, Закон Божий, учились играть на фортепьяно. Девочек учили рукоделию, мальчиков – ремеслам. Дети читали и учили наизусть стихи из сборников псалмов, молитвы. Аптекарь Сарепты проводил уроки в аптекарском саду и в степи, где дети учились различать местные степные травы и растения, собирали их, сушили для гербария.

Учеба в такой школе заканчивалась в 12 – 13 лет и ученики переходили на следующий этап образования – в училища, появившиеся в Сарепте в 1787 году для юношей, а годом позже для девочек.

В училище для юношей преподавались следующие дисциплины:
– Закон Божий;
– всеобщая и российская история;
– немецкая, русская, французская и латинская грамматики;
– арифметика и основы геометрии;
– основы естествознания (физика, химия, ботаника, география;
– чистописание, рисование, музыка.
Девушки в училище изучали :
– Закон Божий;
– историю;
– немецкую грамматику;
– арифметику и географию;
– рисование, чистописание, музыку;
– разные женские рукоделия, включающие вязание, ткачество, шитье шелковых и атласных кошельков, вышивание.

Уже в первые годы после основания Сарепты в колонии появилась первая в Нижнем Поволжье публичная библиотека, где учащиеся могли читать книги.

Кроме того большое внимание уделялось физическому воспитанию детей. В школах преподавали физкультуру, занятия которой проходили на свежем воздухе и в гимнастическом зале.
Уровень знаний, который получали учащиеся сарептских училищ, приравнивался к гимназическому. По окончании училищ они могли поступать в университет. В основном это были университеты Германии и Дерптский университет.

На протяжении большей части XIX века система образования в Сарепте считалась лучшей в Нижневолжском регионе. Немецкие колонисты, основавшие Сарепту, принесли с собой не только новую для региона архитектуру, культуру производства, но и культуру воспитания и образования подрастающего поколения.