Город Гернгут

В музее-заповеднике «Старая Сарепта», в экспозиции «Дом аптекаря», находится картина с видом немецкого города Гернгут XVIII века. Картина написана маслом на холсте современным художником, однако она повторяет сюжет старой немецкой гравюры. Изображения Гернгута были почти в каждом доме Сарепты, потому что этот город имел для них особое значение.

Гернгут (нем. Herrnhut – «под защитой Господа») был основан в 1722 году последователями гуситской революции – массового религиозно-политического движения в Европе XV – XVII веков. Гуситское движение зародилось в Чехии в начале XV века. Оно было вызвано двумя причинами. С одной стороны, это было недовольство части чешского общества злоупотреблениями со стороны Католической церкви. По мнению многих католическое духовенство начиная от папы далеко отошло от морально-этических принципов Христианства, провозглашенных в Библии. Такие явления, как взимание немалой платы за совершение церковных таинств, продажа индульгенций, эксплуатация крестьян на обширных церковных землях вызывали протест у значительной части чешского общества. С другой стороны, протестные настроения подогревались усилением немецкого влияния в Чехии. В Чехию переселялись из Германии крестьяне, купцы, ремесленники и феодалы. Для них вводилось «немецкое право», которое ставило чехов в унизительное положение, увеличивало их повинности. В городах немцы захватывали ведущие позиции в экономике и органах власти.

Главным выразителем протестных настроений чехов стал священник, ректор Пражского университета Ян Гус. Он требовал в лекциях и проповедях коренной реформы церкви, ее полного подчинения государству, введения наказания для духовных лиц. За свои взгляды Я. Гус был обвинен в ереси и сожжен на костре в 1415 году. Однако казнь Я. Гуса еще более накалила обстановку. Летом 1419 года началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В гуситском движении образовалось два направления: умеренное (чашники) и революционное (табориты). Программа таборитов не ограничивалась реформой церкви. Она шла дальше и требовала изменений в общественной и политической жизни.

Вначале гуситы имели военный успех и разгромили пять направленных против них крестовых походов. Но к 1430-м годам они стали терпеть неудачи. Чашники пошли на компромисс с католиками. Новое правительство Чехии и Моравии, состоявшее из чашников, начало борьбу с таборитами. Решающее сражение между чашниками и таборитами произошло 30 мая 1434 года. В этом сражении табориты потерпели поражение и фактически перестали существовать как военная сила. Начались преследования побежденных. Они бежали к границам Силезии и Моравии. Отдельные отряды таборитов продолжали борьбу с католиками до 1437 года.

После поражения таборитов сохранилось их умеренное течение. Идеологи этого течения проповедовали непротивление насилию, переустройство общества на идеях равенства, всеобщего труда, любви,

единения, невмешательства государства в дела церкви. Последователи этого движения нашли убежище в Богемии. Там в 1457 году они образовали общину, которую назвали Братский Союз, или Чешские братья. Основным требованием, предъявляемым к его членам, было соблюдение чистоты апостольской жизни.

В 1461 году из-за изменившейся политической обстановки Чешские братья были изгнаны из Богемского королевства. При короле Чехии и Венгрии Фердинанде I Чешские братья вновь подверглись в 1548 году гонениям за отказ воевать с протестантами. Около тысячи братьев ушли в Польшу. Часть перебралась в Пруссию, где соединилась с лютеранами. Во второй половине XVI века началось новое наступление Католической церкви на права чешских протестантов. После поражения протестантов в битве на Белой горе под Прагой в 1620 году гуситское вероисповедание было запрещено. Спасаясь от преследований, общины Чешских братьев бежали в Пруссию, Польшу, Саксонию и другие земли. Последним руководителем Братского Союза был богослов Ян Амос Коменский, больше известный миру как «отец педагогики». После его смерти в 1670 году Братский Союз остался без руководителя. Рядовые члены оказались в затруднительном положении, так как отсутствовали связи между общинами, не было единого устава организации. Орден иезуитов вел за ними слежку. Братьев преследовали, конфисковали их поместья. Прошло много лет, прежде чем появились новые возможности для деятельности братства.

Возрождение Братского Союза в начале XVIII века связано с именем графа Николая Людвига фон Цинцендорфа. Сочувствуя Чешским братьям, он пригласил их поселиться в своем имении Бетельсдорф в Саксонии. В 1722 году в имение графа прибыли первые поселенцы. В том же году они основали поблизости город Гернгут. В течение следующих пяти лет в Гернгуте поселилось много беженцев из разных мест Европы. Это были последователи многих протестантских течений, различавшиеся во взглядах на отдельные вопросы вероучения. Для упорядочения управления общиной и формирования единой системы догм вероучения был разработан и в 1727 году принят устав возрожденного Братского Союза. Фактически была создана новая протестантская церковь, членов которой называли гернгутерами по названию их столицы – города Гернгут.

Главной своей целью гернгутеры считали обращение в истинную веру язычников и представителей других христианских конфессий. Для этого они основывали миссии в разных частях света – от Америки до Новой Зеландии. Одной из самых известных их колоний была Сарепта, основанная в нижневолжских степях. Здесь, в малообжитом месте с не очень благоприятным климатом и не всегда дружелюбными соседями, гернгутеры, как и их предки, должны были преодолеть много трудностей, чтобы превратить свою колонию в цветущий «оазис посреди пустыни». И сюда, как и в другие свои поселения, они везли изображения своего главного города Гернгут как символ стойкости, поддерживаемой верой.