История Сарепты

Музей-заповедник «Старая Сарепта» представляет собой уникальный архитектурный ансамбль колонии гернгутеров (моравских братьев) второй половины XVIII – XIX веков на территории Российской Федерации.
14 сентября 1765 г. посланники Братского союза из г. Гернгута во главе со старостой Даниэлем Фиком основали по приглашению российской императрицы Екатерины II в Астраханской губернии, в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпе колонию Сарепта. Основной целью братьев была проповедь евангелия среди кочевых и горских народов юго-востока России.

z_e371089eСарепта — единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка). В мире насчитывалось всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют моравскими, или чешскими, братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.

 

Главной целью гернгутеров, как и апостолов, было нести истинное слово Господне представителям других конфессий. В России объектом миссионерской деятельности были избраны калмыки. Гернгутер заведомо готовился к жизни среди народов иного вероисповедания. В общину Сарепты мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Эти факторы, а также воспитание христианской добродетели способствовали развитию у колонистов национальной и конфессиональной терпимости. В Сарепте мирно сосуществовали этнические группы различного вероисповедания.

Жребий влиял на многие решения гернгутеров. Он определил место строительства колонии, долгое время браки между сарептянами заключались по жребию. Женщины выходили символично замуж за Иисуса Христа в лице его наместника – земного мужа. Не только женщины, но и вся община Сарепты считала себя Божьей невестой. Ее стремлением было воссоединиться со своим Женихом. Поэтому гернгутеры бесстрашно встречали смерть, а похороны колониста больше походили на тихий праздник. Как и первые христиане, гернгутеры проповедовали аскетизм, трудолюбие и милосердие. За время существования колонии на ее территории не было зарегистрировано ни одного уголовного преступления.

По половозрастному и социальному признакам общество гернгутеров было объединено в корпорации (хоры) мальчиков, девочек, холостых братьев, незамужних сестер, вдов, вдовцов и женатых (приватных). Большинство корпораций имели свои общежития, экономии, молельные залы, собственное место в кирхе и на кладбище и даже гимны на все случаи жизни.

Провидение не раз спасало сарептян от гибели. Кровавые события Пугачевского бунта 1774 года, стихийные бедствия 1823 года не смогли уничтожить колонию. Разоренная повстанцами, много раз горевшая, страдавшая от наводнений Сарепта вновь воскресала, как легендарная птица Феникс.

y_f8ac3692В короткий срок Сарепта стала одним из экономических, промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики края и России в целом. Некоторые сельскохозяйственные культуры: горчица, картофель и другие — на территории края впервые стали выращиваться в Сарепте. Сарептский бальзам, пряники, горчичный порошок и масло пользовались спросом за пределами региона и государства. Колония производила лучшие в округе пищевые продукты. Сарептское арбузное пиво рекомендовали даже беременным женщинам. Сарептяне были пионерами сарпиночного (ткацкого), черепичного, табачного и мыловаренного производств в регионе. В Сарепте появились первый в Нижнем Поволжье европейский водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад и многое другое. Сарептяне стояли у истоков отечественной фотографии. Сарептяне получали лучшее образование в регионе. В Сарепте была самая высокая концентрация ученых на душу населения. Ученые Сарепты изучали лингвистику, исторические дисциплины и естественные науки. Они вели исследования на территории России, азиатских и европейских государств, Америки и внесли весомый вклад в развитие региональной, российской и зарубежной науки.

Сарептская медицина славилась далеко за пределами колонии. Сарептские врачи и аптекари считались лучшими в Нижнем Поволжье. Исследование источников минеральных вод возле Сарепты позволило колонистам открыть один из первых в России курорт минеральных вод и лечебных грязей. На курорте лечились и отдыхали представители многих русских аристократических фамилий XVIII века.

В обществе гернгутеров не приветствовались шумные увеселения: карнавалы, танцы, театр и т.п. Досуг было принято проводить в спокойных беседах, в чтении, в музицировании. Богослужения сопровождались пением псалмов, хоралов, гимнов, органной музыкой. Колонисты содержали общественный музыкальный инструментальный ансамбль.

Высокий экономический и культурный уровень развития колонии сохранялся до ХХ века. Революция, репрессии и депортация немцев в Сибирь привели к запустению процветавшего поселка. В конце прошлого столетия начались реабилитация немцев России, восстановление истории Сарепты.

 

2В 1989 г. на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров Сарепта был создан музей-заповедник «Старая Сарепта». Указом Президента Российской Федерации он был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Сегодня музей-заповедник — крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда. Он занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений, из которых 23 — федеральные памятники XVIII – ХIХ веков. Располагая высоким научным потенциалом и квалифицированными кадрами, музей сохраняет, изучает и популяризирует материальное и духовное наследие народов Нижнего Поволжья.