Кодекс профессиональной этики

УТВЕРЖДЕН

Приказом

от 20.09.2014 № 45/01-03

Кодекс профессиональной этики работников

Государственного Бюджетного Учреждения Культуры Историко-Этнографического и Архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»

I. Общие положения

1.1. Настоящий Кодекс профессиональной этики работников Государственного бюджетного учреждения культуры Историко-Этнографического и Архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» (далее – Кодекс) представляет собой свод основных базовых ценностей, норм и принципов, связанных с реализацией работниками учреждения (далее – работник) основных направлений государственной политики в сфере деятельности музеев, охраны  культурного и природного наследия при исполнении  профессиональных обязанностей.

1.2. Правовую основу Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти, Кодекс музейной этики ИКОМ.

1.3. Целью настоящего Кодекса является установление правил служебного поведения работника для  осуществления  профессиональной деятельности.

1.4. Положения настоящего Кодекса обязательны для работников и являются составной частью профессиональных стандартов работников  Государственного бюджетного учреждения культуры Историко-Этнографического и Архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» (далее – Музей).

II. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

2.1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу;

кодекс профессиональной этики – это свод норм надлежащего поведения для работников Музея;

материальная выгода – приобретение, которое может быть получено работником, его близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения и которое можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

личная выгода – заинтересованность работника, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей;

конфликт интересов – ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнение работником должностных обязанностей;

коррупция – злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц,  либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

конфиденциальная информация – документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая стала известна работнику в связи с исполнением должностных обязанностей.

III. Основные принципы профессиональной этики работников

3.1. Деятельность работника основывается на следующих принципах профессиональной этики:

-законность;

-приоритет  и интересов граждан;

— профессионализм;

— добросовестность;

— конфиденциальность;

— информационная открытость;

— эффективный внутренний контроль;

— справедливость.

 

IV. Основные этические ценности работника 

4.1.Основными ценностями для  работника при осуществлении  им должностных обязанностей, являются человек и общество, развитие и самореализация личности, сохранение национальной самобытности народов, обеспечение целостности и сохранности музейных предметов,  переданных на хранение.

4.2. Работник:

— способствует сохранению, развитию, распространению культурного наследия и популяризации природного наследия;

— признает ценность каждого человека и его право на приобщение к культурным и природным ценностям, на доступ к музейным фондам;

— содействует поощрению деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием,  ремеслами;

— способствует созданию условий для эстетического воспитания в области деятельности Музея;

— обеспечивает хранение, комплектование, учет музейного  фонда;

— учитывает индивидуальность, интересы и культурные потребности граждан.

4.3. Профессиональные ценности работника включают:

— создание условий и обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам Музея;

— инновационную и исследовательскую деятельность;

— профессиональную и коммуникативную компетентность;

— соответствие  высокому статусу работника музея, основанному на профессиональных знаниях и  этическом поведении;

— обеспечение сохранности и документирования коллекций, находящихся в его ведении;

— обеспечение сохранности объектов историко-культурного и природного наследия и их популяризация;

— четкое руководство действующим федеральным законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.

4.4. В профессиональные ценности работника также входят:

— ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защита достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии культурной деятельности;

— ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности работника, достижение профессионализма в деятельности.

V. Общие правила поведения во время исполнения работником должностных обязанностей

5.1. Работник обязан придерживаться следующих правил поведения при исполнении должностных обязанностей:

— добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять должностные обязанности, соблюдая  требования действующего законодательства в целях обеспечения эффективной работы Музея и реализации возложенных на него задач;

— соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей;

— не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

— исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды, влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

— быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым;

— проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

— создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

— не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Музея;

— придерживаться правил делового поведения;

— поддерживать порядок на рабочем месте.

5.2. Работник не имеет права:

— злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, в том числе имеющим коррупционную направленность;

— во время исполнения должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.

5.3. В служебном поведении работник воздерживается от:

— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

— грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

— курения.

VI. Обращение со служебной информацией 

6.1. С учетом основных положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении Музея, работник обязан обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных действующим законодательством.

6.2. Работник, при наличии у него права доступа к конфиденциальной информации, обязан принимать меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, которая ему стала известна и за которую он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6.3.Работник не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения  должностных обязанностей или в связи с ними.

VII. Обращение с вверенными финансовыми средствами,
материально-техническими и иными ресурсами

7.1. Осуществляя  должностные полномочия, работник должен эффективно и экономно управлять   вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, которые не могут им использоваться для личных целей.

7.2. Исходя из необходимости строгого соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, работникам запрещается:

— при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, вступать в какие-либо переговоры с потенциальными участниками размещения заказов;

— создавать какими-либо действиями преимущественные условия для определенного круга участников размещения заказов;

— использовать должностное положение вопреки законным интересам Музея в целях получения материальной или личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

VIII. Конфликт интересов

8.1. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в Музее работник обязан:

— воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;

— действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Кодексом;

— доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любом возможном конфликте интересов.

8.2. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю,  который имеет право инициировать или провести проверку поступившей информации.

IX. Внешний вид работника

9.1. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

X. Ответственность работника

10.1. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики, предусмотренных настоящим Кодексом, являются обязательными при назначении на вышестоящую должность, рассмотрении вопросов поощрения и награждения, а также наложения дисциплинарного взыскания.