ЛИКИ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАЧКАР
Разные народы в разные времена оставляли человечеству слова-символы, которые не поддаются переводу, но которые понятны и так. От армянского народа цивилизованному миру осталось слово «хачкар». Оно заключает в себе чудесный мир искусства обработки камня, которое имело распространение в древние и средневековые времена по всей территории исторической Армении, а также во всех населенных человеком местах, где ступала нога армянина и вился дымок его очага.
На важных архитектурных сооружениях, особенно церковных, хачкар имел обычно свое место. Он устанавливался над порталами, на привлекающих внимание фасадах и вообще на всех церквах, носивших имя Св. Креста. И в этой сфере применения хачкар
обладает всеми вариациями украшений, которые имеют хачкары вообще-то простой резьбы до самых великолепных узоров, от орнаментов из растительных мотивов и геометрических знаков до высокохудожественного изображения Распятия.
Итак, хачкар есть порождение атмосферы раннехристианской культуры. В течение многих веков развития он усовершенствовался и превратился в одну из великолепных областей искусства прекрасного. Будучи исключительно армянским явлением, он ознаменовался бесподобными памятниками, значительно обогатившими сокровищницу мировой художественной культуры.

Армянский народный танец

… Танец. Взявшись за руки, множество людей объединяется в едином порыве эмоционального самовыражения. Тут же и музыканты: закрыв глаза от полноты чувств, они дуют в зурну и отбивают ритм на доле.
Что характерно для армянского народного танца? Возник он в глубокой древности как неотъемлемая принадлежность старинных ритуалов, основанных на вере в магию, когда, например, танец «Кочари» с подскоками имитировал прыжки овец и коз на горных кручах, а подражанием в танце их движениям как бы утверждалась власть человека над животными.
А вот другой танец – одним прыжком вторгается в круг собратьев ведущий танцор, отождествляя себя то с охотником, то с хищником. Этот танец сплачивал перед лицом опасности.
И сколь разительно отличаются друг от друга мужские и женские танцы! Сколь воинственны и мужественны первые, столь же плавны, проникнуты нежной грацией женские танцы, об исполнительницах которых было сказано, что они «поют руками».
Как и у всех народов, пляска у армян была частью гуляний и торжеств. Армянские танцы отличаются выразительностью, отражают свободолюбивый дух народа, его жизнелюбие, темперамент, юмор.
Обычно танец исполняют под мелодии армянских музыкальных инструментов. Танцуют группами, парами и в одиночку; в групповом танце есть ведущий, на которого равняются остальные, он особенно эмоционален, покоряет четким ритмом, пластикой, его движения несложны, и каждый танцующий, проникаясь праздничным настроением, словно присоединяется к хороводу людей прежних поколений, переживая их радости и печали.
Пластический рисунок армянского танца ярок и многообразен, сегодняшний танец вобрал элементы, сохранившиеся в разных регионах Армении на протяжении веков. Вместе с тем он предоставляет широкие возможности для импровизации.