ЛИКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Устное народное творчество – богатейший источник изучения духовной культуры народа на разных этапах ее бытования. Фольклорные жанры во всем их разнообразии – мифопоэтическое творчество, эпос, волшебные и бытовые сказки, исторические предания и исторические песни, бывальщины и былички, баллады, обрядовая поэзия, причты, духовный стих, пословицы и поговорки в своей многообразной иерархии «выстраивают» эволюционный ряд поступательного развития русской духовной культуры. В фольклоре России, как ни у одного другого народа выражались самые сокровенные, самые острые и «безбоязненные» темы. Древняя (Киевская) Русь подарила отечественной культуре образы былинных богатырей во главе с Ильей Муромцем, бесстрашно споривших на равных с князем Владимиром Красное Солнышко, обличавших «кособрюхих бояр» и лихо сшибавших маковки церквей. В русском фольклоре любимейшим персонажем был крепкий «задним умом» Иванушка-дурачок, обводивший вокруг пальца недоумка — царя и власть имущих.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНА
Древнерусская живопись — одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».
В Древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. «Образ» по-гречески — икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.
Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей они превратились в произведения искусства. По этой же причине и стало возможным и их научное изучение.

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы православной культурой.
Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства.
Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской архитектуре: оно достигло высокого совершенства и оказало на нее значительное влияние. Являясь основным и доступным строительным материалом, дерево давало возможность возводить прекрасные по своим художественным качествам сооружения. Поэтому знакомство с лучшими памятниками деревянного зодчества представляет огромный интерес для изучения русской материальной культуры в целом.