Начало промышленного развития Царицына

Интенсивное промышленное развитие Царицына началось во второй половине XIX века с отменой крепостного права и формированием условий для развития капитализма. До этого времени промышленность была представлена мелкими «семейными» предприятиями, занимавшимися переработкой сельскохозяйственного сырья для местного рынка: мукомольные мельницы, производство растительных масел, выделка кожи и т.д.

Регион, почти безлесный, природные минеральные ресурсы в то время были крайне слабо исследованы. Условий для промышленного развития было бы очень мало, если бы не благоприятное географическое расположение города: Царицын был построен у наибольшего сближения Волги и Дона. Эти две «водные артерии», одна из которых течет в Каспийское, а другая в Черное море, приближаются друг к другу на минимальное расстояние в 60 км. Это способствовало широкому развитию торгового пути между поволжскими и камскими районами и донской землей, Кавказом и Черноморским побережьем.

Исторически сложилось так, что центром торговли между этими регионами первоначально стала Дубовка, основанная в 1734 году примерно в 50 верстах севернее Царицына, как один из пунктов создаваемой сторожевой линии по Волге между Камышином и Царицыным. К началу XIX века Дубовка утратила свое оборонное значение, зато возросло ее значение торговое. Она стала главным перевалочным пунктом на Нижней Волге для грузов, идущих по Волге в землю Донского казачьего войска, на Азовское, Черное моря и на Кавказ. Эти грузы состояли в основном из боеприпасов и провианта для черноморских крепостей и флота; лесоматериалов, дегтя, смолы, железных и чугунных изделий, рогожных и других товаров. С Дона на Волгу переправлялись вина, фрукты, оливковое масло, свиное сало и др.

В 1861 году в Дубовке было 26 промышленных предприятий, 128 ремесленных заведений, 29 каменных и 54 деревянные лавки. В Царицыне в это же время насчитывалось 9 промышленных предприятий: 1 пивоваренный, 2 свечных и 6 кирпичных заводов; а также 135 ремесленных заведений, 68 лавок, 1 магазин и 40 складов.
Развитие металлообрабатывающих производств, легкой промышленности в центральных районах страны, бурный рост металлургической и добывающей промышленности на Украине во второй половине XIX века значительно повысили спрос на минеральное топливо, в том числе на каспийскую нефть, на камский лес. В то же время сырьевые районы нуждались в промышленной продукции. Транспортное значение междуречья Волги и Дона все более возрастало. Это обстоятельство стало главным фактором ускорения промышленного развития Царицына во второй половине XIX века.