От маленькой пристани к порту

До начала XX века в Сарепте на берегу Волги стояла «маленькая убогая пристань, одиноко ютившаяся на пустынном берегу», как описывали ее проплывающие мимо путешественники. На пристани – «маленьком пароходном дебаркадере» – имелась витрина с коллекцией чучел птиц, на берегу – две небольшие лавки, где продавали, в основном, сарептский бальзам и горчицу. В тени деревьев пассажиров дожидалась «гитара» – экипаж с сиденьями на 4-х человек, запряженный парой лошадей.

Вскоре здесь был построен один из крупнейших в Поволжье портов, рассчитанный на пропуск 35 миллионов пудов различных грузов в год.
Планировалось также оборудование лесной пристани с самокатными вагонетками, способной принимать не менее 10 миллионов пудов ежегодно, хлебной пристани с железной баржей под зерноподьем, галереей с транспортерами, от баржи до элеватора, и двумя двухэтажными каменными амбарами на 300 тысяч пудов каждый, оборудование соляной и нефтяной пристани с 4-мя резервуарами на 450 пудов каждый, отдельной пристани для рыбы, способной справиться с грузопотоком в 3 миллиона пудов. От станции планировалось провести отдельную железнодорожную ветку, телеграф и телефон. Весь проект оценивался в 4239370 рублей. Несмотря на то, что полностью осуществить проект помешала первая мировая война, уже в 1908 году через порт прошло 3 миллиона пудов различных грузов, в 1911 году здесь разгрузилось одного леса на 3266379 пудов, а в 1916 году общий грузооборот составил 42 миллиона пудов.

В 1908 году здесь впервые на Волге механизирована погрузка хлеба.
В Сарепте останавливались только скорые пароходы. Суда общества «Кавказ и Меркурий», крупнейшего на Волге, следуя по маршруту Нижний Новгород – Астрахань, делали остановки в Сарепте в полдень в понедельник, четверг и субботу по пути в Астрахань и в 22 часа 30 минут – в четверг, воскресенье и вторник на обратном пути. От Царицына пароход шел около двух часов. Навигация начиналась в апреле и заканчивалась в ноябре.