Первая железная дорога в регионе

В 1862 году в регионе появилась первая железная дорога. Она получила название Волго-Донской и связала Царицын с Калачем-на-Дону. Это была одна из первых железных дорог в Российской империи (по разным данным третья или четвертая по счету). Согласно первоначальному замыслу дорога должна была начаться от Дубовки, однако этот проект встретил серьезное сопротивление со стороны дубовских фурщиков, которые до этого перевозили грузы между реками на фурах – больших, длинных, как правило крытых телегах. Фурщиков поддержали местные купцы. В результате железная дорога пошла от Царицына.

Огромное значение для развития города имела Грязе-Царицынская железная дорога, открытая в 1870 году. Она соединила Царицын с железнодорожной сетью центра и севера страны, связав город с развитыми в промышленном и торговом отношении регионами. В 1899 году началось движение по линии Царицын – Тихорецкая, соединившей Нижнее Поволжье с Северным Кавказом. В 1900 году была открыта Восточно-Донская дорога, построенная от станции Кривомузгинская (в то время 2-й Донской округ Области войска Донского, ныне Калачевский район) до станции Лихая (г. Каменск-Шахтинский Ростовской области). Эта дорога соединила Нижнюю Волгу с Донбассом и Украиной.

В результате активного железнодорожного строительства Царицын превратился в крупный торгово-транспортный узел. В 1900 году в город было завезено 106 млн. пудов грузов, а отправлено 83 млн. пудов. По грузообороту он занимал на Волге второе после Нижнего Новгорода место, тогда как Саратов и Астрахань находились только на шестом и седьмом местах. Одновременно Царицын превращался в крупный рынок рабочей силы. Ежегодно через него проходило 100 – 150 тыс. сезонных рабочих, которые нанимались на волжские пристани, рыбные промыслы, сельскохозяйственные работы.

Строительство транспортных путей активизировало развитие промышленности Царицына. Появление Грязе-Царицынской железной дороги было одной из главных причин, по которым шведский предприниматель и инженер Людвиг Нобель, старший брат основателя всемирно известной премии Альфреда Нобеля, решил построить в Царицыне крупную нефтяную базу для перевалки каспийской нефти на железную дорогу и доставки ее в центральные регионы страны. Л. Нобель был одним из владельцев крупной нефтяной компании «Товарищество братьев Нобель», занимавшейся добычей и торговлей каспийской нефтью. Строительство базы в Царицыне началось в 1878 году на северной окраине города (ныне это в районе площади им. Ленина). Появление нефтехранилищ в городе резко усилило его значение в транспортировке нефти и нефтепродуктов. В 1880 году рядом с нефтехранилищем был построен так называемый Нобелевский городок, включивший в себя административные и жилые здания, электростанцию, нефтеперегонный завод, бондарные и механические мастерские.
Интересный факт: электрическое освещение улиц появилось в России в 1884 году. Первой улицей, на которой были установлены электрические фонари стал, Невский проспект в Петербурге. В том же 1884 году было устроено электрическое освещение Нобелевского городка. Таким образом, стараниями шведского предпринимателя, основавшего в Царицыне свое дело, наш город стал одним из первых в России, где появилось уличное электроосвещение, пусть и в очень ограниченных масштабах.