ПОСЕЛЕНИЯ ЦЫГАН В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Цыгане появились на территории Астраханского ханства и крепости Царицын в первые десятилетия после того, как земли ханства отошли к России. Происходило это потому, что таборные цыгане не совсем принимали к сердцу тот строй, который установил хан Селим. Таким образом, в России оказалось более 30 таборов кочующих цыган.

Мужчины продавали лошадей местному населению, выполняли кузнечные работы (делали ножи, различные украшения из металла). Цыганки промышляли попрошайничеством и гаданием. Большинство местного населения Царицынской крепости к кочевым людям относилось с недоверием и старалось обходиться без их помощи.

К 30-м годам XX в., за 300 лет, число таборов в Нижнем Поволжье увеличилось до 3000.

Правительство Советов проявляло внимание ко всем национальным меньшинствам. При губкоме был создан отдел по работе с нацменьшинствами, который проводил большую работу среди таборных цыган, объясняя пагубность их стремления к кочевому образу жизни. В результате проведенных агитационных работ к оседлости перешло более 1500 таборов. На их основе в 1929 г. были созданы 2 цыганских колхоза: «Цыганская заря» («Романы зоря»), который был основан в 1929 г. и объединил 18 хозяйств общей площадью 130 га, и «Нацмен-цыган» («Нацмен-рома»), объединивший сначала 24, позже — 43 хозяйства.

По своему статусу оба колхоза были отсталыми, посевы зерновых не велись, отсутствовали овощехранилища и другие необходимые хозяйственные помещения. Колхозы не имели своего хлеба, учреждений культуры и школ. Из-за такого угнетающего существования цыгане вынуждены были вновь отправляться в кочевье и искать себе более подходящее место для жизни. Многие мужчины трудоспособного возраста шли на заработки в город.

В колхозе «Нацмен-цыган» была комсомольская организация, возглавлял ее молодой цыган Николай Иващенко. По его поручению грамотные цыгане-комсомольцы выпустили несколько номеров стенгазеты на родном языке. В этом же колхозе работала и единственная школа начального образования. В таком виде колхозы просуществовали до 1939 г. Многие цыгане ушли в город и образовали компактные районы проживания, другие просто подселились в русские деревни, где условия оказались наиболее благоприятными.

В послевоенный период численность цыган возросла и в 1989 г. составила 35000 человек, а в 1999 г. достигла отметки 80000 человек (по некоторым источникам 50—80 тысяч человек). На территории Волгограда и области сложилось несколько компактных мест проживания. За пределами городской черты цыганские семьи расселены преимущественно в Краснослободске (Среднеахтубинский район), в Котельниково. В каждом населенном пункте их численность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен.

В черте города наиболее компактные места проживания — это Дзержинский и Ворошиловский районы: Цыганский поселок и Дар-гора. Имеется поселение и в поселке им. М. Горького. По этнической характеристике это довольно разнообразные группы по своему происхождению.

Более 90% цыган — христиане, остальные исповедуют католицизм, мусульманство.