Русские свадебные традиции

Слово «свадьба» происходит от слов с общим корнем — «свадить» — «сводить», «свататься». В эпоху средневековья русский свадебный обряд состоял из двух самостоятельных частей: церковного обряда — венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира — «веселья». Последний был строго обязательным: брак, заключенный только посредством венчания, по мнению народа, считался недействительным. Среди старообрядческого населения, не признававшего церковного венчания, свадебный обряд состоял из так называемого обручения и свадебного пира. Постепенно происходило слияние обеих частей свадебного обряда — языческого и православного. Все большее значение на всех его этапах приобретала христианская символика: иконы, кресты, святая вода, венчальные свечи.

И к началу XX в. русский свадебный обряд представлял собой сплав различных традиций и обычаев с региональными особенностями. Вместе с тем, при всем многообразии вариантов существовали основные этапы, характерные для обряда в целом: сватовство, смотрины, сговор, дворосмотрение, девичник, венчание и свадебный пир, брачная ночь, завершение свадьбы. Одежда, которую невеста и иногда  жених меняли во время различных этапов свадьбы, являлась важной составной частью ритуала. Свадебный обряд представлял собой продолжительное театрализованное действо с большим количеством участников, продолжавшееся от недели до месяца. Свадьбы играли, как правило, осенью и зимой, когда все сельскохозяйственные работы были закончены, чаще всего в период между Крещеньем и Масленицей. Учитывая церковный календарь, в посты свадеб не устраивали. В XIX в., согласно Своду гражданских законов, девушке было позволено вступать в брак не ранее 16, а юноше — 18 лет, «имеющим же более 80 лет от роду воспрещено вступать в брак».

Первым этапом свадебного цикла было сватовство (сватанье), которое, как и все последующие этапы, сопровождалось различными обрядовыми действиями охранительного характера. Принято считать, что обычно сваху присылали родственники жениха. Однако еще в середине XIX в. не редкостью были случаи, когда сваха первой приходила «с поклоном» в дом жениха с невестиной стороны.

После взаимного согласия семей на брак в доме невесты проходили смотрины. Девушку, которую выводили «на смотр» родне жениха, наряжали в лучшие наряды, менявшиеся иногда несколько раз. Затем следовал сговор, на котором договаривались о приданом, назначался день свадьбы, а также определялся состав участников обряда, расписывались свадебные чины. Так, жених и невеста именовались молодыми князем и княгиней, которым полагалась особая «княжеская» свита — «поезжане». Главным распорядителем на свадьбе назначался «дружко», иногда «тысяцкий». Важная роль отводилась свахе, «постельничему».

Через некоторое время после сватовства родственники невесты ехали смотреть хозяйство жениха. Если, по их мнению, оно было недостаточно зажиточным, свадьба могла и не состояться.  Если дворосмотрение заканчивалось успешно, устраивали запойны (обручение, заручины). На них выставлялось угощение и от жениха и от невесты, созывались родственники с обеих сторон и окончательно оформлялся.

Особый обряд прощания невесты с волейдевичник устраивался накануне свадьбы. Для него характерно несколько основных моментов: прощание с «красотой» — символом девичества (елочкой, веткой, украшенной лентами, венком), мытье в бане, расплетание и «продажа» косы, угощение. Для прощания жениха с холостой жизнью устраивался молодешник, с которого сам жених, его родственники и друзья ездили к невесте с подарками.

Как правило, свадьба длилась не менее трех дней. Первый день, называемый свадебным, княжим, горячим, был самым значимым. Утром в дом невесты приезжал жених со своей свитой, родители благословляли молодых. Благословение являлось строго обязательным моментом свадебного ритуала. Невесту обычно благословляли иконой — образом Богоматери, жениха — образом Спасителя, иногда — Николы.

Венчание обычно проходило в первый день и предваряло свадебный пир. После возвращения новобрачных из церкви в некоторых местах совершался особый охранительный обряд. Как только молодые переступали порог дома, из-под него доставался заранее спрятанный замок. Его замыкали на ключ, который бросали в реку или глубокий колодец, чтобы муж и жена всегда жили в любви и согласии.

Свадебный пир требовал больших материальных затрат и готовился заранее.

На второй и третий день свадьбы, называвшиеся «сырный стол», «пирожный», «княжий обед», пир продолжался. Знаком завершения пира в отдельных местах служила раздача «разгонных» пряников. Получая кусочек такого пряника, каждый гость понимал, что торжество завершено и пришло время расходиться по домам.