Свадебные обряды калмыков

В XVIII веке в семейно-брачных отношениях существовали пережитки материнского рода, например, родные невесты давали ей в качестве приданого кибитку. Но в XIX- начале XX веков сохранились только отголоски этой традиции.Родные девушки готовили в приданое лишь некоторые принадлежности для кибиток молодых: тесьму и веревки, которыми прикрепляли кошемные покрытия к деревянному остову кибитки, а также сундуки, ковры, постельные принадлежности, комплекты одежды на несколько лет. Выдача девушки замуж была делом не только ее родителей. В снаряжении приданого принимали непосредственное участие все родственники, каждый из которых должен был вложить в него свою долю.

Заключение брака происходило путем сватовства. К родным девушки ходил уважаемый родственник жениха, при этом согласия молодых не спрашивали. Они, как правило, не встречались друг с другом до самой свадьбы. Просватанная девушка строго соблюдала обычай «избегания»: она не должна была до свадьбы показываться жениху и его родственникам.
По данным эпоса «Джангар», калыма у калмыков не существовало. Но в монголо-ойратских законах была установлена определенная норма, вносимая родными жениха в зависимости от их состоятельности и общественного положения. В конце XIX — начале XX веков сохранились пережитки этой традиции как дань старине. Родные невесты требовали от родственников жениха понравившуюся им лошадь или ценную вещь, однако часто ничего не брали. Родственники девушки дарили своему зятю одну или несколько лошадей или ценные вещи.

Свадебные обряды у калмыков были довольно сложными и соблюдались последовательно и строго. До окончательного закрепления сговора о браке родные жениха приезжали к родным невесты три раза. Договорившись о браке, родственники жениха должны были еще несколько раз навестить родителей девушки, привозя подарки и в свою очередь получая подарки от родных девушки. Главным обрядом был хюрм — собственно свадьба, день которой назначал зурхачи — ламаистский астролог. К этому важному событию шли многодневные приготовления в обеих семьях. На хюрм жених прибывал с группой мужчин, которую возглавлял опытный родственник, привозили с собой угощения для свадебного пиршества, которое начиналось в хотоне невесты. Обрядами сопровождались вынос приданого и расставание невесты с домом родителей.

В хотон жениха невесту сопровождали родные во главе с близким родственником. По приезде их встречали родные жениха, и выполнялся обряд принятия невесты в «род» мужа: молодая должна была поклониться очагам всех старших родных жениха, хозяевам и хозяйкам. Свадебный пир сопровождался благословением, поздравлениями и благопожеланиями, пением, плясками под домбру; родственники девушки дарили родственникам жениха ценные подарки, а молодежи — гостинцы. Вечером женщины делили косу девушки на две и укладывали их в шиверлиги.