Свадебные торжества белорусов

Все свадебные торжества белорусов можно разделить на три этапа: предсвадебные («запыты», сватовство, помолвка), свадебные (венчание и свадьба) и послесвадебные (пироги и «медовый месяц»).
Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее.

Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. Юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, (родной брат или лучший друг), еще две — три повозки с молодежью и музыкантами.
Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. Одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный «товар», другой — сбить цену до минимума. Когда обе стороны оказывались удовлетворенными «сделкой», жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей.
После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они «замыкали» участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме.

Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.
В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце, на пол клали красный пояс, а на место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находиться слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам — узлом под правую руку, женщинам — под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ — женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона — зона, несущая мужское начало, левая — женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в домах жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу, либо в доме жениха, либо в доме невесты. Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха — между родственниками молодого. Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли — косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги — застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился «медовый месяц» молодых. А через год семья ждала первенца.