ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР. СКАЗКИ.

Сотни лет народные сказки пересказываются из уст в уста и записываются со слов разных рассказчиков.
Не стоит удивляться, если вы найдете в разных сказках очень схожие между собой сюжеты или рассказы, тесно пересекающиеся с русскими народными сказками, — ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.

Сказка по-татарски называется Экият (Хикэят). Отдельные представители старшего поколения называют эту сказку словом «хикэят» (однако смысл этого термина был гораздо шире: среди печатных текстов, названных «хикэят», встречаются кроме сказок легенды, предания, народные шутки, притчи, рассказы и другие прозаические произведения.)
В татарской фольклористике принято делить сказки обычно на три основные разновидности: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, хотя некоторые произведения не всегда вмещаются в рамки этих трех групп.

?Сказки о животных. 
В составе татарских народных сказок таких немного. Судя по количеству записей, они составляют примерно 8 процентов всего сказочного наследия. К тому же, и объем их невелик. В сказках о животных аллегорически изображаются общечеловеческие недостатки. В них повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях.

?Волшебные сказки. 
Судя по количеству записей, они составляют приблизительно половину татарских сказок и отличаются сравнительно большим объемом. Среди волшебных сказок особо выделяются сказки о богатырях (Камыр-батыр, Турай-батыр, Тан-батыр и др.). В число волшебных сказок также входят произведения, основанные на мифологических рассказах (бывальщинах) и легендах. Разумеется, большую часть этой разновидности составляют собственно волшебные сказки.
Среди татарских волшебных сказок особенно широко распространены следующие международные сюжеты:
В центре волшебной сказки стоит образ идеального героя. В подавляющем большинстве случаев это младший из братьев (изображение в качестве главного героя старшего брата — явление исключительное). Можно предполагать, что это происходит из дуалистических мифов древних тюрок. А в тюркской мифологии младший брат — положительный герой.

В волшебных сказках значительное место занимают мифологические персонажи. Один из часто встречающихся персонажей — див (дию). Див живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой или, чаще всего, под землей. Он обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен. Однако, где бы он ни находился, герой сказки джигит-богатырь, преодолевая неимоверные трудности, проникает в его владения. Убив дива, он освобождает девушку и, как правило, на ней женится. Див изображается, таким образом, как враждебная человеку сила. Однако, хотя и очень редко, встречаются и дивы добрые, помогающие человеку.

Сравнительно часто в волшебной сказке действует, наподобие русской бабы-яги, старуха-ведьма (убырлы карчык), т.е. буквально: старуха-упырь. В некоторых сказках она называется старухой-колдуньей (сихерле карчык), старухой-обжорой (җалмавыз). Старуха-ведьма, живущая обычно в лесу в маленькой избушке, вредит человеку и приносит несчастья. Герою сказки приходится приложить немало сил, чтобы уничтожить или заставить ее подчиниться. Вместе с тем, сохранились в некоторых сказках древние сюжеты, где старуха-ведьма оказывается доброй и помогает людям.
Относительно реже в волшебной сказке встречается образ змея (елан). У многих народов змей изображается как ярый враг человека, и сюжеты о змееборстве в сказках занимают значительное место.

?Бытовые сказки. 
Они составляют примерно 46 процентов сказочного наследия. Основанные на социальном и бытовом конфликте, эти сказки наиболее близко стоят к реальной действительности. Они отличаются от волшебных своей непосредственной обращенностью именно к бытовым обстоятельствам, определяющим сюжетную коллизию и ее разрешение, а вместе с тем иную, чем в волшебной сказке, систему образов действующих лиц.
По своей тематике бытовые сказки очень разнообразны. Среди них есть произведения о мудрых людях, неверных и верных женах, богачах и работниках, муллах, ловких ворах и пр.

К группе назидательных относятся сказки, в которых мораль высказывается открыто. Это сказки о правде и лжи, мудрых советах и ответах, завещаниях и т.д. В числе назидательных бытует и часть притчей, что является следствием не обособленности этого жанра в самостоятельный в татарской фольклористике.
Группу авантюрных сказок составляют в основном сказки об оклеветанных женщинах, верных женах, ловких ворах и разбойниках.