ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА У РАЗНЫХ НАРОДОВ

Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.

Русское гостеприимство

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.

Казахский дастархан

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Гостеприимный дух Сабантуя
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем. Сабантуй дорог и ценен прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома!
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.

Гость — посланник Аллаха
Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал… Он — Гость…
Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».
«Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.
Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.