Традиционная казачья культура

Почему традиционная казачья культура оказалась столь притягательной и востребованной в современном обществе?
Это объясняется свойствами самой казачьей культуры, обусловленной спецификой военного уклада жизни и социальной психологии. Наполненная энергией, по своей внутренней природе она направлена на диалог, способна сплачивать массы, передавая им свою живительную силу. Идеал мужчины-воина – отважного защитника Отечества, родной земли и очага – запечатлен в казачьих песнях и в течение нескольких десятилетий ушедшего и начала нынешнего столетия привлекает внимание молодежи не только Дона, но и всей России.

Глубокое почитание казаками традиций предков их духовных заветов и ценностей, созвучность этих заветов запросам современной жизни, делает наследие донских казаков актуальным и востребованным.
Важно, что этот всесторонний интерес общества к казачеству нашел отклик как в среде потомков казаков, на местах их традиционного проживания, так и в среде жителей мегаполисов, для которых проблемы этнической и социальной идентичности не столь очевидны. Это и явилось одним из импульсов, давших в конце 80-х – начале 90-х годов толчок новому общественному движению за возрождение казачества.

Одним из ярких примеров существования народной культуры является культура донского казачества. Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были песни. Казаки вкладывали в них душу. Песни любовно хранились и передавались из рода в род. В песнях казаки воспевали воинскую доблесть, дружбу, родную природу, особенно Дон.
Традиционными на Дону были казачьи драмы – своеобразные театральные зрелища, разыгрывавшиеся обычно во время праздников. Наиболее известные из них – «Атаман Буря», «Степан Разин» и особенно «Ермак». Последняя была широко распространена среди казаков в XIX веке. Обычно она разыгрывалась во время крещенской ярмарки. Оформлялся спектакль красочно, с большой фантазией – на сцену ставился ярко раскрашенный казачий струг, нос и борта которого были украшены богатой резьбой; с помощью невидимой для зрителя веревки струг вместе с казаками двигался по сцене.
Наряду с героической драмой на Дону бытовали сатирические комедии. Излюбленным героем донской народной комедии был плутоватый казак по имени Чигуша, Чита.
Множество пословиц и поговорок, созданных на Дону, отражали неписаные законы казачьей вольницы: «Была бы булава, будет и голова»; «Из рядовичей в атаманы выходят».
История Дона сохранила большое число интереснейших преданий, которые дают представление о быте и нравах казачества.

Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий.