ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ КАЗАКОВ

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
Что в себя включала казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде: у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…
И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучал мир сразу с казачьего окружения. И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка — это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.
А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.
И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам. Видимо, существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и, конечно, воспитания.
У запорожских-черноморских казаков это, похоже, Казак Мамай. У донских казаков имени либо вовсе не было, либо оно не сохранилось. Но образ существует.
Если попробовать интуитивно сравнить образы Первого Запорожца и Первого Донца, то большой разницы мы не увидим. Отличия прослеживаются лишь в том, что у Запорожца большая тяга к Воле (свободе) и больше в нём печали. (Печаль понятна – разгон Сечи, многие переселения с родной земли…). Да, ещё одно отличие есть. У Запорожца большая тяга к товарищескому способу проживания. У Донца – к семейно-родовому.