Фрагмент складня «Деисус»

Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Распространение литых икон в старообрядчестве, объясняется, прежде всего, историческими условиями существования старообрядчества. На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имели возможности открыто строить свои храмы и монастыри. При этом поповцы и беспоповцы находились не в одинаковом положении. Старообрядцы, приемлющие священство, мечтавшие найти епископа и восстановить иерархию, старались в каждом удобном случае легализовать себя, урегулировать свои отношения с властью, поскольку нуждались в снисходительном отношении к священникам, переходящим к ним из господствующей Церкви.

Старообрядцы-беспоповцы были уверены в том, что духовное воцарение антихриста уже совершилось, поэтому истинная Церковь может быть только гонимой. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья.

Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами. Именно в этих скитах происходит возрождение древнерусской традиции изготовления литых икон.

На фотографии фрагмент старообрядческого складня (правая створка) «Деисус» конца XVIII в. Русское слово «Деисус» — это искаженное греческое слово «Деисис», что означает «моление». Деисус— изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева — Иоанн Предтеча. В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название «девяток». Если центральная композиция Деисуса — «девятки» вполне традиционна, то изображения предстоящих на боковых створках являются творчеством выговских старообрядцев.

Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай — на левой створке. На правой створке вместо традиционного изображения Архангела Гавриила находится Ангел Хранитель с восьмиконечным крестом в правой руке и с опущенным мечом в левой — самый близкий человеку Ангел, охраняющий его душу и тело от вражеских козней, особое почитание которого старообрядцами связано с молитвенным обращением к этому образу в их жизни, полной постоянной опасности. За Ангелом Хранителем следуют преподобные Зосима и Савватий Соловецкие — святые молитвенники за хранителей истинной веры, которые особенно почитались в Выговской пустыни, считавшей себя прямой наследницей благочестия Соловецкой обители. Присутствие Ангела-хранителя и Николая Чудотворца — покровителя путешественников — показывает, что «девятки» были «путевыми» иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон.

Ляпина Н. В.