Чепец

В средние века в Европе появился новый головной убор — чепец. Сначала его использовали для купания и сна, как женщины, так и мужчины. Мужской чепец мог иметь длинный конец, свисающий набок. Позже мужчины от этого головного убора отказались, а дамы носили его до конца XIX века. В романе Пушкина «Евгений Онегин» неоднократно встречается упоминание о модном некогда головном уборе — чепчике. В истории моды дамские чепчики известны давно. В России они стали известны благодаря реформам Петра I, но, как писал Пушкин в «Арапе Петра Великого»: «Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кириловны…» Лишь в царствование Екатерины II они становятся наиболее популярным головным убором. А к началу XIX века чепчик является обязательной деталью утреннего домашнего костюма, который скрыт от глаз посторонних. На балах и при выезде чепчик можно было увидеть только на пожилых дамах.
В Сарепте чепец также был одним из повседневных атрибутов женской одежды.

В фондах музея-заповедника «Старая Сарепта» хранится удивительный экспонат – девичий чепец. Его появление в музее состоялось в июне 1990 года, благодаря потомственной сарептянке Герте Гольдбах. Как рассказала сама Герта, этот чепец принадлежал её бабушке, которая надевала его ещё в конце XIX века.

Подобные чепцы, подвязанные под подбородком красивым бантом, носили сарептянки на протяжении всей жизни. Белоснежные, накрахмаленные чепчики, похожие на яичные скорлупки, можно было увидеть во время церковных служб в кирхе Сарепты. Единственным отличием этого головного убора был цвет лент, который указывал на степень духовной зрелости женщины. Ленты красного цвета крепили маленькие девочки, розового – девушки, голубые – замужние женщины, белые – вдовы.