Основание Сарепты гернгутерами
В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским Манифестом от 22 июня 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В их числе на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, в 1765 г.прибыли гернгутеры — представители Евангелического братского общества из г. Гернгут в Саксонии. Так была основана небольшая колония Сарепта. Колонистам были дарованы земли, а в высочайшей грамоте Екатерины II от 27 марта 1767 года оговаривались особые условия их поселения на российских землях.
«Дозволено сему обществу поселиться в России и пользоваться свободным отправлением своей религии».
Гернгутеры — потомки Чешских, или Моравских, братьев, последователей реформатора Яна Гуса. Они были вынуждены покинуть родину после поражения Гуситской революции. Преследуемые католической церковью, Моравские братья переехали в лютеранскую Саксонию, где и был основан Гернгут. Это произошло всего за несколько десятилетий до переселения их в Россию. В ходе этих вынужденных перемещений ими был утерян родной язык, а само Общество чешских братьев выросло за счет новых приверженцев — преимущественно немцев.
Сарептскую колонию и самих гернгутеров обычно связывают с Германией. Это справедливо только отчасти. В числе гернгутеров-сарептян были представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии, поэтому евангелическое братство гернгутеров основывалось не на национальном, а на конфессиональном единстве, а разговорным языком был и остался немецкий.
Религия гернгутеров характеризуется простотой храмов и обрядов, особым вниманием к миссионерской работе. Все верующие были объединены в братские общины и считались друг другу «братьями» и «cёcтpaми».
Земли, всемилостивейше дарованные колонии, составляют до 17 167 десятин, именно: под пашней считается 824 дес., под сенокосом 184 дес., под лесом 874 дес., под дорогами 462 дес., под строениями и садами 58 дес., реки и буераки занимают 1 329 дес., солончаки 9 785 дес., глинистая почва 1 332 дес., песчаная и болотистая 748 дес., вовсе неудобная 1 571 дес., итого: 17 167 дес.
Прибывшие из Германии в Сарепту почти 250 лет назад первые миссионеры-гернгутеры были печально поражены этой местностью — перед ними безгранично простиралась выжженная солнцем степь — увы, не об этом они мечтали, покидая родину. Поэтому и решили назвать свой новый приют «Сарепта», т. к. местный колорит напомнил религиозным братьям библейскую Сарепту Сидонскую, куда был послан пророк Илия после трёх неурожайных лет. Созвучно это название было и с некогда протекавшей здесь речкой Сарпой. Именно на берегах этой речки трудолюбивые поселенцы начали строительство первых домов. И кто бы мог подумать, что предприимчивые поселенцы меньше чем через 100 лет превратят этот кусочек степной пустыни в «зелёный оазис», как впоследствии назовут эту колонию многие русские и зарубежные путешественники, стремившиеся своими глазами увидеть это «чудо калмыцких степей», «рай на берегу Волги»!

На картине «Вечерняя молитва братьев» Крылова Льва Алексеевича мы видим первых братьев-гернгутеров, которые приехали к месту основания своей новой колонии.Братья уповают на Господа, и их сердца полны веры и мужества. Руководителем небольшой экспедиции, которой предстояло подготовить место для основания колонии, был назначен пастор Даниэль Генрих Фик. Братьев сопровождал конвой из казаков Донской команды, а также солдаты Царицынского гарнизона и саратовские военные землемеры. Офицеры Царицынского гарнизона очень удивились, узнав, что несколько почти безоружных людей с небольшой охраной отважились остаться зимовать в степи. Отвечая им, Фик заметил, что гернгутеры — это те же солдаты, «…солдаты Господа», поэтому, как солдаты, следуя Его приказу, они презревают опасности».
В центре композиции — гернгутеры, внимательно слушающие проповедь Даниэля Фика. Они серьезны и сосредоточены, понимая, что создать поселение в этих диких местах будет совсем не просто. Впереди гернгутеров ждали суровые испытания российской зимы и опасности со стороны кочевников. И творя общую молитву, братья не сомневаются, что Господь любит их и убережет от всех бед.