Железнодорожная станция Сарепта
Развитие капитализма в России было тесно связанно с расширением строительства железных дорог. С 1865 по 1875 годы средний годовой прирост русской железнодорожной сети составлял полторы тысячи километров, а с 1893 по 1897 гг. около двух с половиной тысяч километров. Вопрос о сооружении линии Царицын — Тихорецкая Владикавказской железной дороги возник в 1889 году, а строительство началось в 1895 году. Линия, общей протяжённостью 504 версты и стоимостью 50 млн. руб. соединила Поволжье с Кубанью и Северным Кавказом. Дорога вступила в строй 8 сентября 1897 г., а 6 мая 1899 года через Сарепту прошёл первый почтово-пассажирский поезд на Тихорецкую.
Станция Сарепта находится на правом берегу большого волжского затона, образованного из рукава Волги и своё название получила от располагавшейся в нескольких километрах от неё немецкой колонии. Станция была построена за пределами колонии, что позволило сэкономить значительные средства на выкупе отчуждаемой земли и имущества у сельского общества. Всего за отчуждённую землю общество Владикавказской железной дороги уплатило жителям Сарепты 9 500 рублей.
Первоначально здание было деревянным. В 1895–1897 годах строится одноэтажное кирпичное здание со сложной трёхуровневой кровлей. Главные входы расположены в центральной, самой высокой и самой нарядной части здания. На фасадах она выделена прямоугольными пилястрами и венчается фронтонами с развитым карнизом и фигурным обрамлением. Со стороны перрона в здание ведут два входа, на фронтоне имеется круглое фальш-окно с декоративным обрамлением. Вход со стороны привокзальной площади имеет высокое крыльцо и стрельчатое окно над дверью. Все окна декорированы штукатурными наличниками с выступающими замковыми камнями. Внутренние помещения расположены симметрично от входов: по одну сторону — зал ожидания с кассами, по другую — ресторан с подсобными помещениями. Далее также симметрично в самой низкой части размещаются служебные помещения. Интерьерные решения просты и лаконичны. В целом здание характерно для железнодорожных сооружений конца XIX века. Кроме архитектурных достоинств, здание станции имеет историческое значение, о чём сообщается в мемориальных досках на фасаде со стороны перрона.