до 14 июля
В музее-заповеднике «Старая Сарепта» открылась новая выставка «Красота, приятная Аллаху», приуроченная к мусульманскому празднику Курбан-байрам и организованная совместно с Государственным музеем истории религии.
На выставке представлено более двадцати экспонатов, демонстрирующих стилистическое и тематическое многообразие из собрания Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург). Самый ранний датирован 1849 годом. Особую ценность выставке придает наличие авторских литографических шамаилей.
Напомним: в 2018 году «Старая Сарепта» и Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург) заключили договор о сотрудничестве. В рамках этого договора в музее-заповеднике появилось первое виртуальное представительство Государственного музея истории религии в Южном Федеральном округе. Благодаря этому многолетнему плодотворному сотрудничеству гости музея-заповедника «Старая Сарепта» имеют возможность регулярно посещать экспозиции, представленные Государственным музеем истории религии.
- Выставка представлена в библиотеке музея-заповедника, в здании «Управа» .
- Вход свободный.
- Справки по телефону: 67-33-02, +7-927-511-67-49.
Информация и запись
-
67-33-02
-
+7-927-511-67-49
Выставка демонстрирует изобразительные материалы по исламу (миниатюры, гравюры и шамаили) из собрания Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург). Особый интерес представляют татарские шамаили — особый вид изобразительного искусства мусульман России и необходимые атрибуты религиозной практики.
Изначально шамаили изготавливались на стекле и подсвечивались фольгой, однако со временем основным материалом становится бумага. Первые бумажные шамаили были рукописными. В большинстве случаев они содержали высказывание из Корана, отрывок из хадисов, молитву или стихи, вписанные в орнамент или образующие рисунок. Во второй половине XIX в. их печатью занялось несколько типографий в Казани и Санкт-Петербурге. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких, как Гусман Салиев, Мотахир Яхья, Мураддым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халилулла углы Ходжа Саит, братья Ахметовы и т.д. Профессиональные мастера, как правило, отличались глубокими религиозными знаниями, позволявшими им органично сочетать символические изображения с текстовым содержанием.
После Октябрьской революции развитие татарского шамаила как вида религиозного искусства стало невозможным, в связи с чем производство печатных шамаилов полностью исчезло. Отказ от арабской графики в 1927 году привел к упадку искусства арабской каллиграфии среди татар. Изготовление рукописных шамаилов переместилось из Казани в сельские районы и со временем практически вымерло. В настоящее время искусство шамаиля активно возрождается и наследуют лучшие традиции этого вида искусства.